Веб-аналитика — это система сбора информации о посетителях сайта. Специализированные сервисы, в том числе, Яндекс.Метрика, которую мы будем использовать в качестве примера в этой статье, собирают данные о том, как ведут себя пользователи. Если правильно оценить полученную информацию, можно улучшить множество показателей сайта, включая конверсию. Зачем еще нужна веб-аналитика сайта и как ее использовать рассказываем в этой статье.
Важность веб-аналитики
При определении популярности сайта в интернете используются не те метрики, которые применяются в реальном мире для бизнеса, а если они сходны, то все равно имеют свою специфику.
Возьмем, к примеру, конкуренцию между магазинами и интернет-магазинами. Вы можете открыть отдел с товарами известного бренда в своем городе и стать популярным, даже если в том же городе уже продаются такие товары. О точке продаж быстро узнают. Если же вы откроете такой сайт в интернете, скорее всего, он будет где-то на третьих-четвертых страницах поисковой выдачи, потому что конкурируете вы не с 5-10 точками, а со всеми сайтами, посвященными этому бренду. В итоге потенциальные покупатели его могут даже не увидеть.
Именно из-за высокой конкуренции в сети веб-аналитика так важна. Она позволяет не просто удержать покупателя (хотя и это тоже), но и вообще повысить видимость ресурса в выдаче.
Перечислим, зачем нужна аналитика сайта:
- составление образа целевой аудитории. Например, та же Яндекс.Метрика позволяет узнать, какого возраста люди приходят на ваш сайт и из каких городов они;
- оценка эффективности продвижения ресурса и использования рекламных каналов. Благодаря аналитике можно достаточно точно оценить, откуда на сайт пришли люди, каким образом они узнали о вашем ресурсе. Если это объявление в соцсетях или реклама в поисковике, заходы отслеживаются очень точно;
- выявление проблемы в навигации, функционале сайта, в особенностях контента. Используя различные инструменты (Вебвизор, показатели отказов), вебмастер может посмотреть, какие страницы пользователи смотрят, что именно читают на них и когда уходят с сайта;
- проверка корректности сбора семантического ядра, по которому идет продвижение, позволяет определить наиболее эффективные для привлечения клиентов ключевые слова и другие, приводящие «мусорный» трафик;
- предугадывание действий пользователей, определение их поведения, реакции на те или иные элементы сайта (предложение о подписке, кнопка «Купить», всплывающее окно).
Виды веб-аналитики
Системы веб-аналитики разделяют на две большие группы: стандартная или классическая аналитика и сквозная. Первая изучает исключительно сайт и посетителей на сайте, изредка подтягивая другие данные (например, составляя отчеты по UTM-меткам в рекламе). Для сбора данных необходимо установить счетчик системы аналитики — Яндекс.Метрики. Потребуется также лог-анализатор.
Сквозная аналитика помогает оценивать характеристики сайта и связанных с ним сервисов. Например, в Яндекс.Метрике инструмент «Сквозная аналитика» позволяет подсчитать расходы на рекламу, возврат инвестиций и многое другое. Для создания отчетов такого рода потребуются не только данные с сайта, но и информация из CRM.
Инструменты веб-аналитики
Под инструментами веб-аналитики понимают программы, которые собирают данные и позволяют их как-то систематизировать. Наиболее популярный инструмент — Яндекс.Метрика. Также многие аналитики пользуются системой Google Analytics. У нее более сложный интерфейс, но зато она позволяет делать очень подробные отчеты (порядка 140 параметров для анализа).
Другие инструменты, которые часто используются вебмастерами:
- Calltouch. Сервис сквозной аналитики;
- Adobe Analytics. Бизнес-сервис, позволяющий изучать поведение пользователей и использовать Big Data и машинное обучение для анализа;
- Clicky. Метрика, похожая на инструменты от Яндекса и Google;
- Comagic. Еще один сервис сквозной аналитики с большим количеством интеграций сторонних программ и CRM;
- Finteza. Сайт, предоставляющий возможности для глубокой аналитики в реальном режиме. Его часто используют для обнаружения подозрительной активности;
- GoingUp!. Сервис, объединяющий в себе инструменты веб-аналитики и SEO.
Программ, сайтов, сервисов, которые можно использовать для анализа посетителей сайта, достаточно много. Есть платные и бесплатные системы. Наиболее доступный сейчас — Яндекс.Метрика.
Пример систем веб-аналитики
Рассмотрим кратко возможности системы веб-аналитики под названием Яндекс.Метрика. Это полностью бесплатный сервис, позволяющий группировать данные посетителей по множеству признаков, в том числе, используя инструменты сквозного анализа.
Таблица 1 – Часто используемые отчеты Яндекс.Метрики.
Посещаемость | Позволяет определить сколько посетителей и когда посмотрели сайт. |
Источники трафика | Дает возможность составить отчеты по поисковым запросам, рекламным системам, отслеживать метки разного типа и переходы из мессенджеров. |
Характеристики аудитории | Можно составить отчеты по географии, возрасту и полу посетителей, их активности. |
Характеристики сайта | Доступен анализ популярных страниц, файлов. |
Мониторинг | Позволяет отслеживать уровень загрузки ресурса в разное время суток. |
Другие удобные функции сайта — это карта кликов, веб-визор, карта ссылок, карта скроллинга. Некоторых из них в иных бесплатных сервисах нет.
Выводы
- Веб-аналитика позволяет собрать и проанализировать информацию о посетителях сайта.
- Задачи веб-аналитики различны. Они могут включать повышение конверсии, улучшение функциональности ресурса, проверку качества контента.
- Веб-аналитика может быть классической (направленной только на изучение сайта) и сквозной (использующей данные других источников).
- Существует множество инструментов веб-аналитики: и бесплатные, и платные сервисы. Если не знаете, что выбрать, начните с Яндекс.Метрики.
Список литературы и источники:
- Справка по системе Яндекс.Метрика: https://metrika.yandex.ru/support/metrica/.
Автор статьи: Анастасия Смирнова. Специализация: IT, криптовалюта, гэмблинг. Опыт работы — 14 лет.